Язык как средство общения Стили (письменные и разговорный), типы речи (повествование, описание, рассуждение), формы выражения своих мыслей в языке, формы выражения чужих мыслей в языке).
Текст в русском языке:Как отдельные предложения становятся текстом, как организована связь предложений в тексте между собой, какие изобразительные средства выбираются для различных типов речи.
Культура устной и письменной речи: Соответствие лексической норме (слово и его значение), слова, различные (близкие) по звучанию и смыслу (антонимы, омонимы, паронимы), орфоэпическая норма, состав слова, слог, ударение; композиция высказывания – принципы построения текста.
Основы орфографииПравописание имён собственных и имён нарицательных, правописание безударных гласные в корне слова, правописание гласных после шипящих, правописание мягкого знака (смягчение и разделение, после шипящих), правописание звонких и глухих согласных (парных и непарных), правописание непроизносимых согласных, правописание буквосочетаний чк-чн (и т.д.), правописание буквосочетаний зн/сн, правописание разделительного твёрдого знака, правописание предлогов, правописание приставок (неизменяемые, на з/с), правописание не с глаголами, правописание сложных слов.
Состав слова:Части слова и правописание, основа и окончание, правописание суффиксов, правописание приставок.
Основы синтаксиса:Словосочетание и фразеологизм, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения.
Основы морфологии:Части речи (предмет-действие-признак как три понятийных первоосновы, формирующих знание о частях речи):
Имя существительное (понятие о предмете, склонение существительных), правописание окончаний существительных; число, род существительных, мягкий знак на конце существительных.
Местоимение (указание вместо называния как ключевой принцип).
Глагол (действие – законченное (совершённое) и продолжающееся (не совершённое), спряжение глаголов, правописание окончаний глаголов, изменение глаголов по временам, числам.
Имя прилагательное (признак предмета, основное художественное средство описания как типа речи) согласование прилагательного и существительного в роде, числе и падеже; тематические группы прилагательных: размер, форма, температура, материал, место; краткое и полное прилагательное.
Что должен уметь поступающий в 3 класс по русскому языку:
- Части слова. Ребенок должен уметь разбирать слово по составу, выделять корень, приставку, суффикс и окончание.
2) Знать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог. Уметь их различать, знать их вопросы, приводить примеры, указывать их в тексте.
3) Знать, как проверяются слова с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными.
4) Безошибочно писать слова с буквосочетаниями.
5) Не пропускать мягкий знак в словах. Показатель мягкости или разделительные твёрдый и мягкий знаки. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (дочь, ночь, мышь, нож).
6) Выполнять звуко-буквенный разбор слова.
7) Выполнять морфологический разбор существительного, прилагательного и глагола.
8) Знать все падежи, вопросы к ним, уметь определять падеж существительного в предложении.
9) Склонять существительные и прилагательные по числам, родам и падежам.
10) Ребенок должен уметь изменять глаголы по временам и числам.
11) Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы.
12) Уметь разбирать предложение по частям речи и членам предложения. Надписывать над словами части речи, подчеркивать главные члены предложения, ставить вопросы к второстепенным членам, давать характеристику предложению: какое оно по интонации и цели высказывания, простое или сложное, распространенное или нераспространенное.